Облачные технологии для педагога!


Наиболее актуальной задачей обучения и воспитания можно назвать развитие у обучающихся компетентностей, которые раскрываются через формирование умений и качеств человека XXI века: личной ответственности, терпимости к другим точкам зрения, коммуникативные умения, способности к саморазвитию, развитие мышления, умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами, способность работать в команде, умения ставить и решать проблемы. Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе ИКТ, интегрируя их с другими современными образовательными технологиями. И поэтому в сейчас перед учебными заведениями стоит проблема обеспечения учебного процесса последними новинками компьютерной техники и программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса. 

С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию учащегося, на расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что преподавателю придется самому становиться автором и разработчиком. Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений».
Облака опять поставили паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили, белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия, в даль без берегов
Вышла дружная флотилия сказочных пловцов.

И, пленяясь теми сферами, смотрим мы с полей,
Как скользят рядами серыми кили кораблей.
Hо и нас ведь должен с палубы видеть кто-нибудь,
Чье желанье сознавало бы этот водный путь!
В.Брюсов
Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. К ним относятся бесплатные хостинги сетевых служб для учащихся и преподавателей. Стоит обратить внимание на инновационные IT-приложения: сервисы Web 2.0 или Google-сервисы. Ведь лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном процессе. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных, российских и зарубежных авторов. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся.
Если еще несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска информационных материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание электронных учебных объектов, обмен ими и предоставление их обучающимся для обучения. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов.
Облачные технологии (вычисления) (англ. cloud computing) — технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.
Согласно документу IEEE (Институт инженеров по электротехнике и электронике), опубликованному в 2008 году, «Облачная обработка данных — это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернете и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и т. д.»
То есть, можно не иметь какую-либо программу на своём компьютере, а получить её для работы в Интернете, как услугу.
SaaS (Software As a Service)
Этот тип облачных сервисов использует мультиабонентскую архитектуру: предоставляет через браузер доступ к отдельному приложению тысячам клиентов. Аббревиатура SaaS расшифровывается как Software-as-a-Service – программное обеспечение как сервис, в отличие от SaaP - Software-as-a-Product – когда вы покупаете программный продукт «в коробке». Этот вид услуг удобен для потребителя тем, что не требует авансовых инвестиций в сервер или лицензирования программного обеспечения.
Сервисы SaaS основаны на принципе подписки: программное обеспечение работает на стороне провайдера и предоставляется абонентам в аренду, при этом оплата зависит от числа пользователей, объема транзакций и т.п. Также удобно то, что приложения можно настроить под определенные потребности пользователей. Сегодня одним из наиболее успешных игроков на рынке SaaS является Salesforce.com.
Коммунальные IT-услуги (utility computing)
Сама идея коммунальных IT-услуг далеко не нова, но сегодня эта форма облачных сервисов переживает второе рождение, благодаря таким «монстрам», как Amazon.com, Sun, IBM и многим другим компаниям, предлагающим доступ к накопителям и виртуальным серверам по требованию клиентов. Раньше такие сервисы использовались, в основном, для вспомогательных целей, но сегодня они способны заменить даже часть центра обработки данных предприятия.
Другие провайдеры предлагают решения, которые помогают ИТ-компаниям создавать виртуальные дата-центры из общественных серверов: например, использовать память, устройства ввода-вывода, накопители и вычислительные ресурсы как виртуальный пул, доступный через сеть.
Облачные веб-сервисы
Близко к SaaS находятся провайдеры веб-сервисов, предлагающие программные продукты, которыми разработчики имеют возможность воспользоваться через Интернет – без необходимости скачивать полнофункциональное приложение.
Такие виды услуг предлагает широкий спектр провайдеров: от компаний, поставляющих отдельные бизнес-сервисы (в том числе, традиционные сервисы обработки кредитных карт), до полномасштабных пакетов программных продуктов, от операционной системы до программы, например, обработки фото, предоставляемых, например, Google.
Платформа в качестве сервиса
Еще один вариант SaaS. Эта форма облачных сервисов поставляет в качестве сервиса среду разработки. Вы строите собственные приложения, работающие на инфраструктуре провайдера. Ваши пользователи работают с приложениями через Интернет - с серверов провайдера.
Эти сервисы ограничены дизайном и возможностями вендора[1], поэтому здесь вы не получите полную свободу для полета фантазии, но зато можете вполне рассчитывать на предсказуемость и прединтеграцию.  В качестве примера можно назвать Google App Engine.
Достоинства облачных технологий.
1.        Снижение требований к вычислительной мощности ПК. Пользователям нет необходимости покупать дорогие компьютеры, с большим объемом памяти и дисков, чтобы использовать программы через веб-интерфейс. Также нет необходимости в СD и DVD приводах, так как вся информация и программы остаются в "облаке". Пользователи могут перейти с обычных компьютеров и ноутбуков на более компактные и удобные нетбуки. Непременным условием является только наличие доступа в Интернет
2.        Уменьшение затрат и увеличение эффективности IT инфраструктуры. Обычные сервера средней компании загружены на 10-15%. В одни периоды времени есть потребность в дополнительных вычислительных ресурсах, в других эти дорогостоящие ресурсы простаивают. Используя необходимое количество вычислительных ресурсов в "облаке" в любой момент времени, компании сокращают затраты на оборудование и его обслуживание до 50%. При этом многократно увеличивается гибкость производства в постоянно меняющейся экономической обстановке. Если достаточно большая фирма обеспокоена тем, что ценная информация будет храниться и обрабатываться на стороне, для такой фирмы можно построить свое собственное "облако" и наслаждаться всеми выгодами от виртуализации инфраструктуры.
3.        Уменьшение проблем с обслуживанием. Так как физических серверов с внедрением Cloud Computing становится меньше, их становится легче и быстрее обслуживать. Что касается программного обеспечения, то последнее установлено, настроено и обновляется в "облаке".
4.        Уменьшение затрат на приобретаемое программное обеспечение. Вместо приобретения пакетов программ для каждого локального пользователя, компании покупают нужные программы в "облаке". Данные программы будут использоваться только теми пользователями, которым эти программы необходимы в работе. Более того, стоимость программ, ориентированных на доступ через Интернет, значительно ниже, чем их аналогов для персональных компьютеров. Если программы используются не часто, то их можно просто арендовать с почасовой оплатой. Затраты на обновление программ и поддержку в работоспособном состоянии на всех рабочих мечтах вовсе сведены к нулю.
5.        Постоянное обновление программ. В любое время, когда пользователь запускает удаленную программу, он может быть уверен, что эта программа имеет последнюю версию - без необходимости что-то переустанавливать или платить за обновления.
6.        Увеличение доступных вычислительных мощностей. По сравнению с персональным компьютером вычислительная мощь, доступная пользователю "облачных" компьютеров, практически ограничена лишь размером "облака", то есть общим количеством удаленных серверов. Пользователи могут запускать более сложные задачи, с большим количеством необходимой памяти, места для хранения данных, тогда, когда это необходимо. Т.е. пользователи могут при желании легко и дешево поработать с суперкомпьютером без каких-либо фактических приобретений.
7.        Неограниченный объем хранимых данных. По сравнению с доступным местом для хранения информации на персональных компьютерах объем хранилища в "облаке" может гибко и автоматически подстраиваться под нужды пользователя. При хранении информации в "облаке" пользователи могут забыть об ограничениях, накладываемых обычными дисками, - "облачные" размеры исчисляются миллиардами гигабайт доступного места.
8.        Совместимость с большинством операционных систем. В Cloud Computing операционные системы не играют никакой роли. Пользователи Unix могут обмениваться документами с пользователями Microsoft Windows и наоборот без каких либо-проблем. Доступ к программам и виртуальным компьютерам происходит при помощи веб-браузера или другими средствами доступа, устанавливаемые на любой персональный компьютер с любой операционной системой.
9.        Улучшенная совместимость форматов документов. Если пользователи пользуются одной "облачной" программой для создания и редактирования документов, у них просто нет несовместимости версий и форматов, в отличие от тех, кто, например, получит документ Word 2007 и не сможет прочитать его на локальном компьютере с Word 2003 или OpenOffice. Хорошим примером совместимости является офисный пакет Google Docs, позволяющий совместную работу над документами, презентациями и таблицами имея под рукой любой компьютер с веб-браузером.
10.    Простота совместной работы группы пользователей. При работе с документами в "облаке" нет необходимости пересылать друг другу их версии или последовательно редактировать их. Теперь пользователи могут быть увереными, что перед ними последняя версия документа и любое изменение, внесенное одним пользователем, мгновенно отражается у другого.
11.    Повсеместный доступ к документам. Если документы хранятся в "облаке", они могут быть доступны пользователям в любое время и в любом месте.
12.    Всегда самая последняя и свежая версия. В "облаке" всегда находится самая последняя и самая свежая версия программы или документа.
13.    Доступность с различных устройств. Пользователи Cloud Computing имеют гораздо более широкий выбор устройств доступа к документам и программам.
14.    Дружелюбие к природе, экономное расходование ее ресурсов. Cloud Computing позволяет не только экономить на электричестве, вычислительных ресурсах, физическом пространстве, занимаемом серверами, но и разумно подходить к расходованию природных ресурсов.
15.    Устойчивость данных к потере или краже оборудования. Если данные хранятся в "облаке", их копии автоматически распределяются по нескольким серверам, возможно находящимся на разных континентах. При краже или поломке персональных компьютеров пользователь не теряет ценную информацию, которую он к тому же может получить с любого другого компьютера.
Что мешает внедрению «облачных технологий» в России?
1. услуги широкополосного доступа в интернет развиты очень слабо.
2. психологическая неготовность руководителей к использованию облачных сервисов - боязнь утечки данных, сомнения в качестве услуг.

3. организационные проблемы - отсутствие должного правового поля, в рамках которого могут быть урегулированы спорные ситуации.
Облачные технологии в образовании.
Сегодня  образование в России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем.
Современное образование уже не может успешно функционировать в прежних  педагогических формах. Это означает, что новая школа, образовательная система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.
Мало того, можно группе людей работать над созданным документом, причём одновременно, находясь хоть на разных концах Земли, лишь бы был доступ в Интернет.
Принятие на вооружение облачных технологий, это процесс. Он идет своим чередом. Это медленный процесс. Просто у нас все это немного позже началось, чем у других, но в течение ближайших трех-пяти лет, «облака» станут в России такой же распространенной технологией, как и на Западе.
В частности, они дают возможность разработчику не задумываться ни о распространении программы, которая функционирует как онлайновый сервис, ни о том, на каком оборудовании будет работать его программа.
Что касается пользователя такого рода ПО, облачные технологии открывают ему доступ к различным данным, создают естественную связь с компьютером.
С точки зрения современного образовательного процесса, создание новой электронной среды образовательного учреждения  при помощи облачных технологий полностью стыкуется с новыми формами учебного и управленческого процесса, что выражается в системе нелинейного расписания и соответствует новой образовательной парадигме.
Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера (Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Internet Explorer и др.) при наличии подключения к Интернету. Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Google ArtProject – интерактивно-представленные популярные музеи мира, Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, Google Knol – вики-энциклопедия, Google Maps – набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг.
 В перечисленном списке сервисов особое место занимает Google Apps – службы, предоставляемые компанией Google для использования своего доменного имени с возможностью работы с веб-сервисами от Google. Регистрация доменного имени возможна через регистратора, авторизованного компанией Google. Google Apps представлен бесплатным базовым и профессиональным пакетами. Для образовательных целей разработан Google Apps Education Edition – бесплатный пакет для учебных заведений, включающий все возможности профессионального пакета. Google Apps Education Edition – это Web-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы.
Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и
Основные преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя:
·         минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
·         облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб- браузера);
·         Google Apps поддерживают все операционные системы и клиентские программы,
·         используемые учащимися и учебными заведениями;
·         работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства,
·         поддерживающего работу в Интернете;
·         все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны.
Современные компьютерные технологии позволяют учащимся и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде.

В пакет Google Apps для учебных заведений входят:

·         Google Mail (Gmail)
·         Календарь Google
·         Диск Google
·         Документы Google
·         Группы Google
·         Сайты Google
·         Apps Marketplace
Рассмотрим несколько из них:
Gmail для учебных заведений – это почтовые ящики емкостью 25 ГБ, эффективная фильтрация спама, интегрированные функции видео- и голосовой связи, а также гарантия бесперебойной работы в течение 99,9% времени. Все заботы о серверах берет на себя компания Google. Для учащихся, преподавателей и администраторов использование является бесплатным и не предусматривает показа рекламы.
Сайты Google позволяют легко создавать веб-страницы для внутренних сетей или групповых проектов. Можно выбирать, какие данные должны быть доступны для всех, а какие – оставаться личными. Для этого не нужно быть программистом или знать язык HTML!
Календарь Google позволяет с легкостью планировать заседания, открывать общий доступ к календарям мероприятий и поддерживать дела в порядке независимо от текущей загрузки. Управлять расписаниями занятий и спортивных игр, встречами, рабочим временем и т. п.
Документы Google: совместная работа и обучение в режиме реального времени. Документы, электронные таблицы, рисунки и презентации, доступные в Интернете, позволяют нескольким пользователям одновременно редактировать один и тот же файл, всегда работая с его последней версией.

Возможности работы с документами.

·         Преобразование файлов большинства типов в формат Документов Google.
  • Оформление и форматирование документов с применением таких возможностей, как формат по образцу, поля, интервалы и шрифты.
  • Приглашение других пользователей для совместной работы над документом с предоставлением им прав на редактирование, добавление комментариев или просто просмотр.
  • Совместная онлайн-работа в реальном времени с возможностью общения с соавторами в чате.
  • Просмотр истории изменений документов и возврат к любой версии.
  • Загрузка документов Google в форматах Word, OpenOffice, RTF, PDF, HTML и ZIP на компьютер.
  • Перевод документов на другой язык.
  • Отправка документов другим пользователям по электронной почте в виде прикрепленных файлов.

Возможности работы с таблицами.

·         Импорт и преобразование данных в форматах XLS, CSV, TXT и ODS.
  • Экспорт файлов в форматах XLS, CSV, TXT, ODS, PDF и HTML.
  • Форматирование и изменение формул для вычисления результатов и представления данных в нужном виде.
  • Общение в чате в режиме реального времени с другими пользователями, редактирующими таблицу.
  • Создание диаграмм и гаджетов.
  • Встраивание таблицы или ее отдельных листов в свой блог или на веб-сайт.

Возможности работы с презентациями.

·         Общий доступ к презентациям и их редактирование совместно с друзьями и коллегами.
  • Импорт и преобразование презентаций в форматах PPT и PPS.
  • Загрузка презентаций в виде файлов в форматах PDF, PPT и TXT.
  • Вставка изображений и видео, форматирование слайдов.
  • Предоставление разрешений на просмотр презентаций в Интернете в режиме реального времени из удаленных местоположений.
  • Публикация и встраивание презентаций в веб-сайты для предоставления доступа к ним большому количеству пользователей.

Возможности работы с рисунками.

·         Предоставление общего доступа к рисункам и их редактирование совместно с друзьями и коллегами.
  • Загрузка рисунков в виде файлов в форматах PNG, JPEG, SVG и PDF.
  • Вставка изображений, фигур и линий, а также их форматирование.
  • Совместная работа с другими пользователями в режиме реального времени, где бы они ни были.
  • Вставка рисунка в документ, таблицу или презентацию.
Изначально на свет появились несколько отдельных сервисов компании Google, которые позволяли редактировать прямо в браузере текстовые документы и таблицы. Затем к ним были добавлены средства создания презентаций и работы с рисунками, после чего все сервисы были объединены в один онлайновый офисный пакет под названием Google Docs. В апреле 2012 года компания произвела глобальную модернизацию этого продукта, добавив к нему возможность облачного хранения и синхронизации своих данных между разными компьютерами. Новый сервис получил название, под которым существует по настоящее время.
Диск Google (Google Drive) -  объемное хранилище с возможностью общего доступа. Диск Google позволяет хранить последние версии всех своих файлов в Интернете.
Облачные вычисления  как модель предоставления сервисов поддерживает технологии Web 2.0. -  современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.
Эти групповые действия включают:
•персональные действия и коммуникации участников между собой;
•записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов;
•размещение ссылок на интернет-ресурсы и их классифицирование;
•размещение фотографий;
•размещение книг;
•размещение и обмен материалами на видеосервисах;
•путешествия, обмен маршрутами и отчетами об увиденном на географических сервисах и сервисах на их основе;
•обмен сообщениями и многое другое.

[1] Vendor (вендор) — это компания-поставщик брэнд-продуктов, сервисов и услуг, под чьей торговой маркой выпускается продукция (например, Intel, Compaq, 3Com). 

7 комментариев:

  1. Уважаемые коллеги!
    Как Вы относитесь к внедрению облачных технологий в образование?

    ОтветитьУдалить
  2. Всё это, безусловно, интересно, а что ещё важнее - удобно! И вообще, Елена Владимировна, у нас есть выбор? Я сегодня познакомилась с возможностями Web 2.0 - уже хочется многое попробовать! Думаю, ребятам это тоже будет очень интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Александровна! Предлагайте Ваши варианты выбора, будем пробовать! Только думаю в рамках курсов основательно изучить не успеем. Моя цель была пока просто познакомить и заинтересовать. Давайте планировать мастер-классы или семинары...Всегда рада помочь!

      Удалить
    2. Елена Владимировна, спасибо за возможность познакомиться с облачными технологиями, думаю, что все пригодиться, а использовать технологии буду по необходимости. В образовании сегодня без этих знаний не обойтись.

      Удалить
    3. Елена Владимировна, очень интересно было прочитать и познакомиться с технологиями такого уровня. Действительно, хочется все попробовать на практике, освоить глубже и понять больше для применения в работе. Спасибо за обучение.

      Удалить
    4. Спасибо за добрые слова!!! Всегда рада помочь!

      Удалить
  3. Благодарю за курсы! Узнала много нового и интересного!

    ОтветитьУдалить