Наиболее актуальной задачей обучения и воспитания можно назвать развитие у обучающихся компетентностей, которые раскрываются через формирование умений и качеств человека XXI века: личной ответственности, терпимости к другим точкам зрения, коммуникативные умения, способности к саморазвитию, развитие мышления, умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами, способность работать в команде, умения ставить и решать проблемы. Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе ИКТ, интегрируя их с другими современными образовательными технологиями. И поэтому в сейчас перед учебными заведениями стоит проблема обеспечения учебного процесса последними новинками компьютерной техники и программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.
С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию учащегося, на расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что преподавателю придется самому становиться автором и разработчиком. Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений».
Облака опять поставили паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили, белые
ладьи.
Тихо, плавно, без усилия, в даль
без берегов
Вышла дружная флотилия сказочных
пловцов.
И, пленяясь теми сферами, смотрим
мы с полей,
Как скользят рядами серыми кили
кораблей.
Hо и нас ведь должен с палубы видеть
кто-нибудь,
Чье желанье сознавало бы этот
водный путь!
В.Брюсов
Популярный сейчас
термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга
с 2008 года. К ним относятся бесплатные хостинги сетевых служб для учащихся и
преподавателей. Стоит обратить внимание на инновационные IT-приложения: сервисы
Web 2.0 или Google-сервисы. Ведь лучший способ подготовки учащихся к работе с
новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном
процессе. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети
Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных, российских и
зарубежных авторов. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное
обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно
использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся.
Если еще несколько лет
назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска информационных
материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще
одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета: разработка
учителями собственных ресурсов, создание электронных учебных объектов, обмен
ими и предоставление их обучающимся для обучения. Безусловно, этому
способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных
веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов.
Облачные технологии
(вычисления) (англ. cloud computing) —
технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и
мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.
Согласно документу IEEE
(Институт инженеров по электротехнике и электронике), опубликованному в
2008 году, «Облачная обработка данных — это парадигма, в рамках которой
информация постоянно хранится на серверах в Интернете и временно кэшируется на
клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках,
ноутбуках, смартфонах и т. д.»
То
есть, можно не иметь какую-либо программу на своём компьютере, а получить её
для работы в Интернете, как услугу.
SaaS (Software As a Service)
Этот тип облачных
сервисов использует мультиабонентскую архитектуру: предоставляет через браузер
доступ к отдельному приложению тысячам клиентов. Аббревиатура SaaS
расшифровывается как Software-as-a-Service – программное обеспечение как
сервис, в отличие от SaaP - Software-as-a-Product – когда вы покупаете
программный продукт «в коробке». Этот вид услуг удобен для потребителя тем, что
не требует авансовых инвестиций в сервер или лицензирования программного
обеспечения.
Сервисы SaaS основаны
на принципе подписки: программное обеспечение работает на стороне
провайдера и предоставляется абонентам в аренду, при этом оплата зависит от
числа пользователей, объема транзакций и т.п. Также удобно то, что приложения
можно настроить под определенные потребности пользователей. Сегодня одним из
наиболее успешных игроков на рынке SaaS является Salesforce.com.
Коммунальные IT-услуги (utility computing)
Сама идея коммунальных
IT-услуг далеко не нова, но сегодня эта форма облачных сервисов переживает
второе рождение, благодаря таким «монстрам», как Amazon.com, Sun, IBM и многим
другим компаниям, предлагающим доступ к накопителям и виртуальным серверам по
требованию клиентов. Раньше такие сервисы использовались, в основном, для
вспомогательных целей, но сегодня они способны заменить даже часть центра
обработки данных предприятия.
Другие провайдеры
предлагают решения, которые помогают ИТ-компаниям создавать виртуальные
дата-центры из общественных серверов: например, использовать память, устройства
ввода-вывода, накопители и вычислительные ресурсы как виртуальный пул,
доступный через сеть.
Облачные веб-сервисы
Близко к SaaS
находятся провайдеры веб-сервисов, предлагающие программные продукты, которыми
разработчики имеют возможность воспользоваться через Интернет – без
необходимости скачивать полнофункциональное приложение.
Такие виды услуг
предлагает широкий спектр провайдеров: от компаний, поставляющих отдельные
бизнес-сервисы (в том числе, традиционные сервисы обработки кредитных карт), до
полномасштабных пакетов программных продуктов, от операционной системы до
программы, например, обработки фото, предоставляемых, например, Google.
Платформа в качестве
сервиса
Еще один вариант SaaS.
Эта форма облачных сервисов поставляет в качестве сервиса среду разработки. Вы
строите собственные приложения, работающие на инфраструктуре провайдера. Ваши
пользователи работают с приложениями через Интернет - с серверов провайдера.
Эти сервисы ограничены
дизайном и возможностями вендора[1],
поэтому здесь вы не получите полную свободу для полета фантазии, но зато можете
вполне рассчитывать на предсказуемость и прединтеграцию. В качестве примера можно назвать Google App
Engine.
Достоинства облачных
технологий.
1.
Снижение требований к вычислительной
мощности ПК. Пользователям нет необходимости покупать дорогие компьютеры, с
большим объемом памяти и дисков, чтобы использовать программы через
веб-интерфейс. Также нет необходимости в СD и DVD приводах, так как вся
информация и программы остаются в "облаке". Пользователи могут
перейти с обычных компьютеров и ноутбуков на более компактные и удобные
нетбуки. Непременным условием является только наличие доступа в Интернет
2.
Уменьшение затрат и увеличение
эффективности IT инфраструктуры. Обычные сервера средней компании загружены на
10-15%. В одни периоды времени есть потребность в дополнительных вычислительных
ресурсах, в других эти дорогостоящие ресурсы простаивают. Используя необходимое
количество вычислительных ресурсов в "облаке" в любой момент времени,
компании сокращают затраты на оборудование и его обслуживание до 50%. При этом
многократно увеличивается гибкость производства в постоянно меняющейся
экономической обстановке. Если достаточно большая фирма обеспокоена тем, что
ценная информация будет храниться и обрабатываться на стороне, для такой фирмы
можно построить свое собственное "облако" и наслаждаться всеми
выгодами от виртуализации инфраструктуры.
3.
Уменьшение проблем с обслуживанием. Так
как физических серверов с внедрением Cloud Computing становится меньше, их
становится легче и быстрее обслуживать. Что касается программного обеспечения,
то последнее установлено, настроено и обновляется в "облаке".
4.
Уменьшение затрат на приобретаемое программное
обеспечение. Вместо приобретения пакетов программ для каждого локального
пользователя, компании покупают нужные программы в "облаке". Данные
программы будут использоваться только теми пользователями, которым эти
программы необходимы в работе. Более того, стоимость программ, ориентированных
на доступ через Интернет, значительно ниже, чем их аналогов для персональных
компьютеров. Если программы используются не часто, то их можно просто
арендовать с почасовой оплатой. Затраты на обновление программ и поддержку в
работоспособном состоянии на всех рабочих мечтах вовсе сведены к нулю.
5.
Постоянное обновление программ. В любое
время, когда пользователь запускает удаленную программу, он может быть уверен,
что эта программа имеет последнюю версию - без необходимости что-то
переустанавливать или платить за обновления.
6.
Увеличение доступных вычислительных
мощностей. По сравнению с персональным компьютером вычислительная мощь,
доступная пользователю "облачных" компьютеров, практически ограничена
лишь размером "облака", то есть общим количеством удаленных серверов.
Пользователи могут запускать более сложные задачи, с большим количеством
необходимой памяти, места для хранения данных, тогда, когда это необходимо.
Т.е. пользователи могут при желании легко и дешево поработать с
суперкомпьютером без каких-либо фактических приобретений.
7.
Неограниченный объем хранимых данных. По
сравнению с доступным местом для хранения информации на персональных
компьютерах объем хранилища в "облаке" может гибко и автоматически
подстраиваться под нужды пользователя. При хранении информации в
"облаке" пользователи могут забыть об ограничениях, накладываемых
обычными дисками, - "облачные" размеры исчисляются миллиардами
гигабайт доступного места.
8.
Совместимость с большинством
операционных систем. В Cloud Computing операционные системы не играют никакой
роли. Пользователи Unix могут обмениваться документами с пользователями
Microsoft Windows и наоборот без каких либо-проблем. Доступ к программам и
виртуальным компьютерам происходит при помощи веб-браузера или другими
средствами доступа, устанавливаемые на любой персональный компьютер с любой
операционной системой.
9.
Улучшенная совместимость форматов
документов. Если пользователи пользуются одной "облачной" программой
для создания и редактирования документов, у них просто нет несовместимости
версий и форматов, в отличие от тех, кто, например, получит документ Word 2007
и не сможет прочитать его на локальном компьютере с Word 2003 или OpenOffice.
Хорошим примером совместимости является офисный пакет Google Docs, позволяющий
совместную работу над документами, презентациями и таблицами имея под рукой
любой компьютер с веб-браузером.
10. Простота
совместной работы группы пользователей. При работе с документами в
"облаке" нет необходимости пересылать друг другу их версии или
последовательно редактировать их. Теперь пользователи могут быть увереными, что
перед ними последняя версия документа и любое изменение, внесенное одним
пользователем, мгновенно отражается у другого.
11. Повсеместный
доступ к документам. Если документы хранятся в "облаке", они могут
быть доступны пользователям в любое время и в любом месте.
12. Всегда
самая последняя и свежая версия. В "облаке" всегда находится самая
последняя и самая свежая версия программы или документа.
13. Доступность
с различных устройств. Пользователи Cloud Computing имеют гораздо более широкий
выбор устройств доступа к документам и программам.
14. Дружелюбие
к природе, экономное расходование ее ресурсов. Cloud Computing позволяет не
только экономить на электричестве, вычислительных ресурсах, физическом
пространстве, занимаемом серверами, но и разумно подходить к расходованию
природных ресурсов.
15. Устойчивость
данных к потере или краже оборудования. Если данные хранятся в
"облаке", их копии автоматически распределяются по нескольким серверам,
возможно находящимся на разных континентах. При краже или поломке персональных
компьютеров пользователь не теряет ценную информацию, которую он к тому же
может получить с любого другого компьютера.
Что
мешает внедрению «облачных технологий» в России?
1.
услуги широкополосного доступа в интернет развиты очень слабо.
2.
психологическая неготовность руководителей к использованию облачных сервисов -
боязнь утечки данных, сомнения в качестве услуг.
3.
организационные проблемы - отсутствие должного правового поля, в рамках
которого могут быть урегулированы спорные ситуации.
Облачные технологии в образовании.
Сегодня образование в России стоит перед очевидной
необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе
образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать
багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и
совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации
самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем.
Современное образование
уже не может успешно функционировать в прежних
педагогических формах. Это означает, что новая школа, образовательная
система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что
предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни:
переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.
Мало того, можно группе
людей работать над созданным документом, причём одновременно, находясь хоть на
разных концах Земли, лишь бы был доступ в Интернет.
Принятие на вооружение
облачных технологий, это процесс. Он идет своим чередом. Это медленный процесс.
Просто у нас все это немного позже началось, чем у других, но в течение
ближайших трех-пяти лет, «облака» станут в России такой же распространенной
технологией, как и на Западе.
В частности, они дают
возможность разработчику не задумываться ни о распространении программы,
которая функционирует как онлайновый сервис, ни о том, на каком оборудовании
будет работать его программа.
Что касается
пользователя такого рода ПО, облачные технологии открывают ему доступ к
различным данным, создают естественную связь с компьютером.
С точки зрения
современного образовательного процесса, создание новой электронной среды образовательного
учреждения при помощи облачных
технологий полностью стыкуется с новыми формами учебного и управленческого
процесса, что выражается в системе нелинейного расписания и соответствует новой
образовательной парадигме.
Корпорация Google
разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым
возможен в окне любого браузера (Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera,
Internet Explorer и др.) при наличии подключения к Интернету. Наиболее
используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google:
Google ArtProject – интерактивно-представленные популярные музеи мира, Google
Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail –
бесплатная электронная почта, Google Knol – вики-энциклопедия, Google Maps –
набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию,
Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг.
В перечисленном списке сервисов особое место
занимает Google Apps – службы, предоставляемые компанией Google для
использования своего доменного имени с возможностью работы с веб-сервисами от
Google. Регистрация доменного имени возможна через регистратора,
авторизованного компанией Google. Google Apps представлен бесплатным базовым и
профессиональным пакетами. Для образовательных целей разработан Google Apps
Education Edition – бесплатный пакет для учебных заведений, включающий все
возможности профессионального пакета. Google Apps Education Edition – это
Web-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие учащимся и
преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного
общения и совместной работы.
Службы Google для
образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от
рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и
Основные преимущества
использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения
пользователя:
·
минимальные требования к аппаратному
обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
·
облачные технологии не требуют затрат на
приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к
приложениям можно получить через окно веб- браузера);
·
Google Apps поддерживают все
операционные системы и клиентские программы,
·
используемые учащимися и учебными
заведениями;
·
работа с документами возможна с помощью
любого мобильного устройства,
·
поддерживающего работу в Интернете;
·
все инструменты Google Apps Education
Edition бесплатны.
Современные
компьютерные технологии позволяют учащимся и преподавателям использовать для
общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны,
мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными
устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для
работы в образовательной среде.
В
пакет Google Apps для учебных заведений входят:
Рассмотрим
несколько из них:
Gmail
для учебных заведений – это почтовые ящики емкостью 25 ГБ, эффективная
фильтрация спама, интегрированные функции видео- и голосовой связи, а также
гарантия бесперебойной работы в течение 99,9% времени. Все заботы о серверах
берет на себя компания Google. Для учащихся, преподавателей и администраторов
использование является бесплатным и не предусматривает показа рекламы.
Сайты Google
позволяют легко создавать веб-страницы для внутренних сетей или групповых
проектов. Можно выбирать, какие данные должны быть доступны для всех, а
какие – оставаться личными. Для этого не нужно быть программистом или
знать язык HTML!
Календарь Google позволяет с легкостью планировать заседания,
открывать общий доступ к календарям мероприятий и поддерживать дела в порядке
независимо от текущей загрузки. Управлять расписаниями занятий и спортивных
игр, встречами, рабочим временем и т. п.
Документы Google: совместная работа и обучение в режиме реального
времени. Документы, электронные таблицы, рисунки и презентации, доступные в
Интернете, позволяют нескольким пользователям одновременно редактировать один и
тот же файл, всегда работая с его последней версией.
Возможности работы с документами.
·
Преобразование файлов
большинства типов в формат Документов Google.
- Оформление и форматирование
документов с применением таких возможностей, как формат по образцу, поля,
интервалы и шрифты.
- Приглашение других
пользователей для совместной работы над документом с предоставлением им
прав на редактирование, добавление комментариев или просто просмотр.
- Совместная
онлайн-работа в реальном времени с возможностью общения с соавторами в
чате.
- Просмотр истории
изменений документов и возврат к любой версии.
- Загрузка
документов Google в форматах Word, OpenOffice, RTF, PDF, HTML и ZIP на
компьютер.
- Перевод документов
на другой язык.
- Отправка
документов другим пользователям по электронной почте в виде прикрепленных
файлов.
Возможности работы с таблицами.
·
Импорт и преобразование
данных в форматах XLS, CSV, TXT и ODS.
- Экспорт файлов в
форматах XLS, CSV, TXT, ODS, PDF и HTML.
- Форматирование и
изменение формул для вычисления результатов и представления данных в
нужном виде.
- Общение в чате в
режиме реального времени с другими пользователями, редактирующими таблицу.
- Создание диаграмм
и гаджетов.
- Встраивание таблицы
или ее отдельных листов в свой блог или на веб-сайт.
Возможности работы с презентациями.
·
Общий доступ к
презентациям и их редактирование совместно с друзьями и коллегами.
- Импорт и
преобразование презентаций в форматах PPT и PPS.
- Загрузка презентаций
в виде файлов в форматах PDF, PPT и TXT.
- Вставка
изображений и видео, форматирование слайдов.
- Предоставление
разрешений на просмотр презентаций в Интернете в режиме реального времени
из удаленных местоположений.
- Публикация и
встраивание презентаций в веб-сайты для предоставления доступа к ним
большому количеству пользователей.
Возможности работы с рисунками.
·
Предоставление общего
доступа к рисункам и их редактирование совместно с друзьями и коллегами.
- Загрузка рисунков
в виде файлов в форматах PNG, JPEG, SVG и PDF.
- Вставка
изображений, фигур и линий, а также их форматирование.
- Совместная работа
с другими пользователями в режиме реального времени, где бы они ни были.
- Вставка рисунка в
документ, таблицу или презентацию.
Изначально
на свет появились несколько отдельных сервисов компании Google, которые
позволяли редактировать прямо в браузере текстовые документы и таблицы. Затем к
ним были добавлены средства создания презентаций и работы с рисунками, после
чего все сервисы были объединены в один онлайновый офисный пакет под названием
Google Docs. В апреле 2012 года компания произвела глобальную модернизацию
этого продукта, добавив к нему возможность облачного хранения и синхронизации
своих данных между разными компьютерами. Новый сервис получил название, под
которым существует по настоящее время.
Диск Google (Google Drive) - объемное хранилище с возможностью общего
доступа. Диск Google позволяет хранить последние версии всех своих файлов в
Интернете.
Облачные вычисления как модель предоставления сервисов
поддерживает технологии Web 2.0. - современные средства, сетевое программное
обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.
Эти групповые
действия включают:
•персональные действия и коммуникации участников
между собой;
•записи мыслей, заметки и аннотирование чужих
текстов;
•размещение ссылок на интернет-ресурсы и их
классифицирование;
•размещение фотографий;
•размещение книг;
•размещение и обмен материалами на видеосервисах;
•путешествия, обмен маршрутами и отчетами об
увиденном на географических сервисах и сервисах на их основе;
•обмен сообщениями и многое другое.
[1] Vendor (вендор) — это
компания-поставщик брэнд-продуктов, сервисов и услуг, под чьей торговой маркой
выпускается продукция (например, Intel, Compaq, 3Com).
Уважаемые коллеги!
ОтветитьУдалитьКак Вы относитесь к внедрению облачных технологий в образование?
Всё это, безусловно, интересно, а что ещё важнее - удобно! И вообще, Елена Владимировна, у нас есть выбор? Я сегодня познакомилась с возможностями Web 2.0 - уже хочется многое попробовать! Думаю, ребятам это тоже будет очень интересно.
ОтветитьУдалитьСветлана Александровна! Предлагайте Ваши варианты выбора, будем пробовать! Только думаю в рамках курсов основательно изучить не успеем. Моя цель была пока просто познакомить и заинтересовать. Давайте планировать мастер-классы или семинары...Всегда рада помочь!
УдалитьЕлена Владимировна, спасибо за возможность познакомиться с облачными технологиями, думаю, что все пригодиться, а использовать технологии буду по необходимости. В образовании сегодня без этих знаний не обойтись.
УдалитьЕлена Владимировна, очень интересно было прочитать и познакомиться с технологиями такого уровня. Действительно, хочется все попробовать на практике, освоить глубже и понять больше для применения в работе. Спасибо за обучение.
УдалитьСпасибо за добрые слова!!! Всегда рада помочь!
УдалитьБлагодарю за курсы! Узнала много нового и интересного!
ОтветитьУдалить